antifashistcom (antifashistcom) wrote,
antifashistcom
antifashistcom

Categories:

Николай Азаров: Мозги и желудок. Реалии времени

«Мозги не брови, если их нет, то не нарисуешь», — Ф. Раневская.

Последние 30—35 лет дают богатую пищу для размышлений. Прежде всего, в области сравнения двух общественных формаций: социализма и капитализма (в современной терминологии — рыночной экономики).

Для меня, человека, который добрую половину своей сознательной жизни занимался наукой (в далёкое советское время, когда ещё не покупались дипломы, стал доктором наук и профессором), особенно заметны различные подходы государства в области науки, культуры, искусства.

При социализме на первом месте для государства стояло духовное развитие человека — образование, интерес к науке, воспитание культуры, доброжелательности, моральных качеств, любви к Родине, честности, порядочности, смелости, готовности к самопожертвованию.

Абсолютно не воспринималась трусость, предательство, аморальное поведение, лживость. Нельзя сказать, что всё в этом плане получалось на 100%, природа человека и тысячи лет его развития в другой среде, с другими ценностями давали о себе знать, но то, что это было главным направлением государственной политики, это было очевидным. По-другому и не могло быть.

Идеал социализма — равенство каждого члена общества в распределении благ общественного производства, общественный характер собственности на средства производства, землю, недра, заводы, фабрики и т.д. требовали воспитания в каждом человеке именно таких моральных качеств.

Агрессивное окружение капиталистических стран требовало опережающих темпов развития науки, обороноспособности, экономики.

Понятно, что такие опережающие темпы возможны только при опережающих темпах развития фундаментальной и, соответственно, прикладной науки. Именно поэтому в Советском Союзе действовала целая система поиска и подготовки способных и одарённых кадров среди детей, юношей и молодёжи. Базой для этого была советская школа, в которой высокое качество классического образования дополнялось системой соревновательности (олимпиады, конкурсы, смотры, отчёты) и воспитания. Но не только способности к науке развивались в советской школе, очень важно было, чтобы каждый ребёнок был подготовлен в жизни к труду. Именно трудовая деятельность людей способна достигать высоких результатов в науке и экономике.

Игровые системы обучения, может быть, на каком-то этапе способны давать знания, но по мере взросления каждый ребёнок должен впитать в своё сознание понимание того, что получение знаний — это труд, серьёзный и систематический, без которого невозможно открытие нового знания, развитие науки, а уж тем более получение высокой квалификации в трудовой деятельности.

Образование должно подготовить каждого человека к умению не только усваивать знания из готового материала, но и уметь находить необходимые знания, информацию, уметь выстраивать факты в логические взаимосвязи, находить причинно-следственные связи, проводить анализ и делать выводы. Такая подготовка позволяет развивать мозг в плане подсознательной деятельности, интуиции, предвидения, умения смотреть вперёд.

Особенно важно развитие функции аналитического сомнения. Сомнение во всём, особенно в очевидном. Ведь открытия всегда рождаются из сомнений в очевидном и поиске в невероятном. Такова иррациональная логика познания.

Именно такие принципы советского образования позволили в короткие сроки создать блестящие научные школы, выйти на самые передовые позиции в мире в области науки и техники.

Мне пришлось в своё время познакомиться с великим советским математиком, академиком Колмогоровым А.Н. Несмотря на свой высокий статус, он без устали ездил по городам большой страны и встречался со школьниками — победителями физико-математических олимпиад, отбирал наиболее способных для обучения в специнтернате при МГУ. Я на всю жизнь запомнил нашу встречу и беседу с ним. Его принцип отбора как раз и заключался в том, что я изложил выше.

Советская система образования позволила обеспечивать науку и экономику необходимым количеством высококвалифицированных кадров из всех слоёв общества, из крупных городов и деревень. Естественно, она была на всех уровнях абсолютно бесплатна, давала возможность получать высококачественное образование, независимо от доходов и социального положения семей.

В конце 80-х годов в связи с приходом к власти Горбачёва и последующим развалом Советского Союза, разрушением социалистического устройства общества, переходом к капиталистическим отношениям, начался развал советской системы образования и переход к совершенно другим подходам.

В процессе приватизации изменилась структура экономики. То, что раньше принадлежало всему народу, стало собственностью примерно 2—3% населения. Естественно, общественные фонды потребления, из которых финансировалось образование, наука, культура, спорт и т.д. резко сократились. Соответственно, резко сократились возможности государства проводить прежнюю социальную политику. После прошедшей деиндустриализации отпали задачи развития фундаментальной и прикладной науки.

И если Академия наук Украины ещё по инерции продолжает своё формальное существование, то прикладная наука по существу была уничтожена.

У олигархов, управляющих страной, нет задачи развития Украины и превращения её в высокоразвитую в научном, техническом и технологическом отношении страну. Более того, им не требуется высокоразвитое интеллектуальное общество, которое могло бы вырабатывать политику требований к ним по более справедливому перераспределению доходов от экономической деятельности, которое могло бы активно участвовать в политической жизни и «не дай Бог» в какой-то момент отстранить их от власти.

Именно поэтому первое, с чего они начали — это основательное разрушение советской системы образования и переход на псевдоамериканскую модель, где элита в привилегированных частных образовательных учреждениях получает высококачественное образование, необходимое для работы в науке, сферах управления (хотя и в ней немало серьёзных сбоев), а для всего остального народа — получение примитивных образовательных, чисто функциональных навыков, необходимых для, по сути, рабского труда и обслуживания правящего класса.

В этом плане вопросы морали, культуры, воспитания являются второстепенными и часто заменяются примитивным патриотизмом на уровне «Слава Украине».

В последнее время активно разрушаются традиционные человеческие ценности: семья, отношения к родителям, пожилым людям. Напротив, геи, трансгендеры, педофилия и т.д.

Упор в плане воспитания и образования делается не на развитие мозга, а преимущественно на удовлетворение животных потребностей человека — секс, желудок, зрелища.

Посмотрите программы культовых рейтинговых телеканалов: пошлость, низменные инстинкты, зрелищные эффекты.

30 лет такого развития, и люди отвыкают думать сами, делать элементарные логические выводы. Их мозг, по сути, отключается и становится лишь приёмником и ретранслятором телевизионного (а сейчас ещё и сетевого) транслирования.

Такое состояние общества позволяет правящему классу активно манипулировать общественным сознанием, используя псевдодемократические процедуры.

Страшно жить в таком обществе. В нём нет будущего для простых людей. Какая есть уверенность у матери, что её дочери не уготована участь проститутки или содержанки у богатого хозяина, а её сыну — участь «пушечного мяса».

Сейчас на Украине у правящего класса нет политических ограничителей, т.е. той политической силы, которая отстаивала бы интересы народа и пользовалась его доверием, и в определённый момент могла бы взять власть в свои руки и изменить эту убийственную для народа политику. Значит, задача всех разумных людей — создать такую политическую силу. Без неё судьба Украины незавидна. Пора включить мозги.

Николай Азаров
ИА «Антифашист»
20.01.2021
#СССР #Экономика #Образование #Украина #Страна404 #Руина
http://antifashist.online/item/nikolaj-azarov-mozgi-i-zheludok-realii-vremeni.html?utm_source=lj&utm_medium=social&utm_campaign=s_e
Tags: #Образование, #Руина, #СССР, #Страна404, #Украина, #Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments