antifashistcom (antifashistcom) wrote,
antifashistcom
antifashistcom

Categories:

Раймонд Паулс о 8 марта, Советском Союзе, Алле Пугачёвой, национализме, музыке и своих друзьях (часть 2)

СОВЕТЫ ПАУЛСА МОЛОДЫМ АРТИСТАМ

«Будьте осторожны. Наша профессия, с одной стороны, яркая: да, успех, публика... но с другой стороны, в ней так часты трагедии... Сколько людей, талантливых и ярких, ушли раньше времени из-за алкоголя и наркотиков. Великие музыканты на этом погорели. И великолепные исполнители.

Чем живёт наше ТВ? Оно живёт за счёт этих песенок. Не за счёт новостей. А за счёт фестивалей, конкурсов. И в основе всего „песенки‟... В России, например, очень удачно организован фестиваль „Голос‟. И наличие талантов несомненно. Но талант — это часть дела. А кто его будет учить? Кто будет вкладывать в него большие деньги? Успех не только в таланте. Это записи, видео, реклама. И, главное, репертуар. Это бешеные деньги. Кому-то везёт. А многим нет. Этот рынок не знает жалости. Он очень жёсткий.

В моей молодости мы этого не чувствовали. Всё было иначе. Мы, в принципе, выступали за копейки. Я хорошо помню, что у Пугачёвой гонорар был сорок рублей (смеётся). Всё было другим.

Музыкант учится всю жизнь. В детстве родители заставляют пиликать часами на скрипке. Потом не меньше пятнадцати лет учиться и потом сидеть в оркестровой яме. Готовы к этому? И всё равно всегда есть люди, которые будут тянуться к этому высокому в жизни. Рецептов нет.

Знаете, своим детям я сказал: „Лучше вам не думать о музыке. Делайте, что угодно. Только не идите в музыку‟. Обе мои внучки учились в Америке. Великолепное образование. Языки. А знаете, где работает одна из них? В доме для престарелых. Ухаживает за стариками. Сама пошла... Я ей ещё пытался сказать: „Ты вообще представляешь, что это за работа?‟ — „Нет, я решила‟. Все её образования и возможности работать в министерстве или каком-нибудь управлении для неё оказались ничем. Она гордится тем, что каким-то бабулям пенсии выбила в 120 евро. И эта бабуля плакала, когда впервые в своей старости получила пенсию в 120 евро.

Всегда будут такие люди. И в музыке тоже. Это фанатики своего дела. Хорошим исполнителем не стать, если ты не будешь играть гаммы по пять-шесть часов. Просто не добьёшься. Это адский труд. И ты должен ото всего отказаться».

ГОРЕЧЬ ПОТЕРЬ

«Большую роль в моей жизни сыграли мои родители. Они не имели никакого отношения к музыке. Я удивляюсь, как они вообще заставили меня учиться музыке. А сестра стала художницей. И тоже благодаря им. Откуда у родителей была эта тяга к искусству? Ведь отец был рабочим с 13 лет. А мама из деревни. Благодаря этим простым людям, я стал тем, кем я есть сейчас. Мы жили очень просто. Нищими не были. Но быт был очень скромный.

Я выступал вместе с нашим Марисом Янсонсом. К сожалению, он тоже ушёл. Марис сам мне предложил сыграть вместе. Несмотря на то, что он был так называемый „серьёзный‟: Бетховен, Бах и Чайковский. А я же такой... „трали-вали‟. Понимаете, мало кто у нас заметил, что он впервые в жизни продирижировал шлягер в исполнении симфонического оркестра. И какой? „Вернисаж‟. И знаешь почему? У Мариса жена — русская, из Петербурга. А когда у них была свадьба в каком-то питерском кабаке, то именно „Вернисаж‟ раз двадцать играли. И мы быстро с ним взяли и сделали аранжировку под вальс Штрауса. А Штраус был выбран, потому что Марис как раз незадолго до этого дирижировал оркестром на венском балу».

ДЕТСТВО РАЙМОНДА ПАУЛСА

«Мои глаза спас советский военный врач, майор, кажется. Как это случилось?

Ну, мы же дети военного времени. Когда выгнали из Риги немецкую армию, осталось много всего неразорвавшихся боеприпасов. Одна девочка нашла что-то похожее на ручку. Открыла её, и она взорвалась. Лишилась нескольких пальцев. Такое тоже специально подбрасывали. А мы нашли снаряд, раздолбали его, поставили на открытую плиту и стали смотреть... И вдруг как всё загорится... А мы же смотрим. Я получил тяжёлый ожог лица.

В город уже вошла Красная армия. И тот майор схватил меня и намазал мне лицо какой-то жёлтой мазью. Она у них была, потому что на войне огонь был причиной многих ранений. Я только потом понял, в каком ужасе была моя мать. Майор оставил ей эту мазь, и она мазала и мазала моё лицо. Через несколько месяцев я сам снимал с лица омертвевшую кожу. Всё сошло. И ещё долго кожа лица становилась синей, как только наступала прохлада. Я не люблю говорить об этом, потому что многие будут думать, что я всё придумываю.

Что я помню о войне? Я могу только сказать, что не дай Бог кому увидеть то, что видели мы. И ведь мы — дети — видели только часть. Я жил тогда у аэропорта, за Двиной. Бомбёжки... В каждом саду было убежище, и когда начинали завывать сирены, мы драпали, как могли, чтобы успеть запрятаться. А сверху летели такие „ёлки‟: так мы называли осветительные ракеты. И вот эти „ёлки‟ медленно летели к нашим домам. А сверху летает самолёт и решает, какому дому придёт конец. И это может быть твой дом. Сколько ребят пострадало, так же как я со своими глазами. Ведь в этом аэропорту можно было найти всё, что угодно. И оружие, и гранаты.. Немцы, убегая, бросили всё. А пацанам ведь только это и надо. Многие руки и ноги потеряли. Лучше этого не видеть.

Я помню свой кошмар, когда гнали русских пленных. Мама тогда сунула мне в руку хлеб, сказала попробовать дать им. А на меня один с автоматом нацелился. И я хорошо помню эти жёлтые звёзды на людях. Это ужас. Я только потом осознал, насколько всё было страшно. А тогда в детстве я переживал эмоции, не понимая уровень кошмара».

РАЙМОНД ПАУЛС — ПОПЫТКАМ ПЕРЕПИСАТЬ ИСТОРИЮ

«Не надо это трогать. Оставьте... Война — это трагедия. Война столько зла сделала. Между прочим, до войны у нас никогда не было столь ярко выраженной национальной ненависти. Взять то же отношение к евреям. В Риге полгорода были евреями. Врачи, учителя, музыканты... А что творилось в Лиепае, где в дюнах уничтожили практически всех евреев города? Расстрелы, кошмары. Брат против брата. В моей семье тоже. Брат моего отца ушёл с Красной армией и погиб под Нарофоминском. А другого брата отца забрали немцы в легион. Он выжил, потому что их использовали как трудовую силу. Вернулся потом домой.

Я только недавно из документов узнал, что моя бабушка была русская. Я знал, что она была православной, но о том, что она русская, не знал. А посмотрите, как интересно... Ведь давайте подумаем, что произошло с моей семьёй. Мой отец родился Владимиром. Сестра — Ольга. Брат, который погиб под Нарофоминском — Василий. Они все были русские. Моего отца из Владимира переделали в Валдемара только в 1930-е годы. Дед, которого звали тогда популярным именем Адольф, шёл в лютеранскую церковь, а бабушка Александра — в православную. То есть, мой отец до своей латышизации по документам был Владимир. В нашей семье не было места национализму... О чём вообще разговор? Мы не знали, что такое национальность... Не говоря уже о национализме. Они великолепно знали немецкий язык и прекрасно знали русский язык. Нет-нет... Я на эту тему не имею права рассуждать. Я тогда был простым пацаном и только сейчас осознаю, что с нами произошло. Не дай Бог, чтобы такое повторилось. Нет... Нет...».

РАЙМОНД ПАУЛС И ПРАЗДНИКИ

«Я ничего не праздную. Ничего. Я же не пью. С 1962 года я не знаю, что такое алкоголь. Этот 1962 год для меня как в России 1917. Революция. Я в тот год бросил пить и с тех пор не выпил ни грамма.

Тяжело ли это было? Очень. Очень. Потому что это беда. Я глубоко сопереживаю трагедиям ушедших раньше срока актёров. Моим хорошим другом был Андрей Миронов. Он не был из сильно пьющих людей. Но сколько трагедий постигло людей нашего круга того времени. И всё, потому что спились. А шум из-за сына великого Олега Ефремова... Это же страшно.

У меня был сильный мотив бросить пить. Выбор был между пропасть или жить. Всё шло к пропасти. Ещё чуть-чуть и конец. Максимум два года. Вот здесь висят портреты моих друзей, которые погибли из-за выпивки. Да что мы... Мировые звёзды погибали из-за алкоголя».

РАЙМОНД ПАУЛС И СВОБОДА

«Я поначалу тоже был невыездным. А как в Москве у меня пошли дела в гору, как начали петь мои песни, так и статус мой изменился. Я же стал народным артистом СССР. А подписал указ, кстати, Черненко. И умер сразу после этого. Как-то так совпадало, что как только я приезжал играть, так кто-то из них помирал. А музыканты — люди языкастые: „Ты почаще к нам приезжай. Глядишь, и все помрут‟.

Началось всё с Брежнева. Я тогда должен был репетировать с оркестром Силантьева. Мы не успели. Дядя какой-то вышел на сцену и сказал нам: «Товарищи, умер Брежнев‟. И что произошло? Музыканты встали и ушли. Оркестр исчез. И мы с Силантьевым вдвоём остались. А что? Люди были рады выходному. Они положили скрипки и ушли. Знаете, как Силантьев меня называл? „Правый из Прибалтики‟. Почему? Потому я играл „лёгкую‟ музыку, а, значит, буржуазную. Я играл что-то не то... „Этот там джаз‟... У него же, в основном, был Кобзон. И марш-марш вперёд... А им и всем парадом, в свою очередь, командовала супруга».

РАЙМОНД ПАУЛС И 8 МАРТА

«Я вообще к праздникам отношусь с иронией. Опять-таки, я уже сказал, что давно не участвую в банкетах. Понимаете, у людей праздник, а для меня работа. Концерты всегда были связаны с датами. Ездили в Москву, где устраивали эти огромные концерты. Так что, я могу всегда похвастаться, что играл не только Брежневу, но и Андропову, и кому-то ещё... Всё это было, и ничего плохого я в этом не вижу. Нам говорили послать мастеров из каждой республики, и мы ехали. Целый месяц жили в Москве. Жили весело. Выпивали. Встречались с другими народами. И очень радовались друг другу.

Женский праздник был особо выгоден для наших местных. Я, как будто это было вчера, помню, как наш латвийский бизнес советского времени держался в основном на 8 марта. Все выращивали тюльпаны, а потом куда их везли? Да в Ленинград. И зарабатывали в Ленинграде очень хорошие деньги.

А женщинам что я могу сказать? Критиковать вас нельзя. Это может плохо кончиться (смеётся). Я ведь из тех, кто верит, что для женщины семья — самое святое. Я женат уже 60 лет. А к этому сейчас относятся по-разному. Но я человек старомодный. Поэтому я, в первую очередь, поздравляю женщин, у которых много детей. Им желаю всего наилучшего».

Оксана Челышева
ИА «Антифашист»
08.03.2021
#Культура #СССР #Прибалтика #Латвия #Интервью #Воспоминания
http://antifashist.online/item/rajmond-pauls-o-8-marta-sovetskom-soyuze-alle-pugachevoj-nacionalizme-muzyke-i-svoih-druzyah.html?utm_source=lj&utm_medium=social&utm_campaign=s_e
Tags: #Воспоминания, #Интервью, #Культура, #Латвия, #Прибалтика, #СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments